Каждый народ имеет свои традиции похорон, на это влияет уникальность мироощущения и представлений о жизни после смерти. В России широкое распространение получил похоронный обряд, связанный с языческими и христианскими верованиями. Христианская вера в то, что люди могут воскреснуть из мертвых и дальше жить в своих телах, объясняет русский обычай всегда аккуратно подготавливать тело умершего к погребению, а не, к примеру, кремировать его.
Множество традиций похорон пришло из глубокой древности, в частности, из Древней Иудеи. Стоит подробнее рассмотреть их истоки.
Ритуалы в Древней Иудее
Подготовка усопших к похоронам начинается с одевания во все чистое, важно надеть крестик на тело, даже если покойник при жизни был атеистом.
Уложить покойного следует головой к Востоку, в так называемый красный угол дома, и укрыть саваном белого цвета. Это все символы того, что покойный пребывает под покровительством Бога. Все зеркальные поверхности в доме, где произошла смерть, наглухо занавешивают, дабы душа покойника не осталась в них после выхода из тела. Отпевание тела и сам обряд захоронения проводится на третий день. «Пусть земля тебе будет пухом», — извечная русская фраза, звучащая на панихиде и похоронах.
До христианства в гробы покойников клали древесную кору или полотно, в которое заворачивали покойного. Испокон веков принято носить на могилу цветы четного количества, которые венчает лента черного цвета, венок из искусственных цветов, угощение покойному (сладости или алкоголь). Все это — последняя дань уважения усопшему.
Поминки
Проводить умершего в последний путь принято за трапезой, либо непосредственно на самой могиле, либо в доме семьи покойного. Цель данного ритуала – вспомнить человека.
Обычно ведутся беседы о жизни ушедшего, о его славных делах, о хорошем характере. Говорить о покойниках плохо не принято, даже если он был достаточно скверным человеком. Как правило, проводятся три поминовения: в день похорон, на девятый день и на сороковой. Считается, что в последнее поминовение душа покидает землю, успев сделать все свои незавершенные дела и проститься навсегда с близкими. Далее поминальные обеды происходят раз в год на годовщину смерти или на день рождения умершего.
В иудаизме же все наоборот – самого поминовения нет, хлебное угощение с бобами и яйцами варят соседи покойного. Траур здесь продолжается почти неделю, на которой запрещено выпивать и есть блюда, принятые в праздник.
Цвет траура
Разные нации на похоронах зачастую используют одинаковые цвета. Так, в России белый саван покойного является символом добродетели и особой чистоты, в Израиле белый цвет одежды покойных олицетворяет равенство бедных и богатых, а в Японии покрывало из белой бумаги помогало усопшему защититься от духов зла.
Цветом же траурной одежды часто является черный. Общая для всех традиция — выкладывание монет на глаза покойному, чтобы они не открылись во время посмертного сокращения мышц.
Из глубины веков до нас доходят сведения о том, что зороастрийцы, к примеру, покойных хоронили в ямах безо всякого выкапывания могил, а останки накалывали на заостренные колья, все это делалось из практических умозаключений – защита от зверей.
Позже к нам пришли такие способы, как кремация и ингумация, когда после погребения родственникам усопшего отдают белый или серый пепел. Сравнительно недавно появился способ ресомации, при котором тело растворяют в специальной щелочной жидкости. Пепел, который остается, также отдают родным и близким. Такие способы являются для окружающей среды более экологичными, чем погребение.
Как стать ветром
Древний обычай, при котором покойного вешали на дерево, сегодня сократился до развеивания праха по ветру, или кремации. Этот ритуал пришел к нам от народностей Кавказа и племен Южной Америки. Такой способ погребения нес в себе определенную религиозную символику, усопший становился ветром и таким образом ему было легче попасть в загробный мир. Такое воздушное погребение было распространено практически по всему миру.
Пламя смерти
Огонь, дарующий человеку жизнь, приносящий тепло и пищу, а также помогающий в работе, в обрядах различных народностей становился последним костром. Ритуал сожжения тела дополнялся у разных народов множеством мелких нюансов. Например, древние галлы кидали в пламя костра весточки своим ушедшим родственникам, чтобы покойный мог передать их на том свете.
В индуизме даже существуют два окутанных ужасом обряда, которые основаны на погребальном костре: сати и анумарама. При первом на костре вместе с телом почившего сжигали его вдову, а при втором обряде любой родственник, выражая покойнику дань уважения и особую преданность, мог подняться на костер.
Не все верования и религии сохраняют тело покойного в целости. Так, викинги укладывали безвременно почившего в ладью и, отправив лодку по воде, поджигали с помощью горящей стрелы. Буддисты в этом деле идут дальше всех и устраивают так называемое «небесное погребение» — тело покойного отдается хищным птицам. Таким образом, буддисты верят в то, что душа человека сможет позже переродиться, и смерть является не концом всего сущего, а лишь естественным завершением земной жизни.
И, напоследок, какой бы обряд ни был выбран для погребения тела, важно знать, что ушедшие близкие всегда будут рядом с нами до тех пор, пока мы о них помним.