Неизбежность смерти порождает страх, знакомый человечеству с давних пор. Не меньший страх вызывает вопрос, что может случиться после смерти. Обратившись к философии и религии, можно поискать на это ответы.
В статье освещаются некоторые вопросы, связанные со смертью: что она означает, как к ней относиться, неизбежна ли она.
Попытки осознать суть смерти предпринимались человеком с давних времен. Мудрецы древнего Рима ломали голову над формулировками этого явления и его предназначением. Для философии стоицизма, представителями которого были Сенека и Марк Аврелий, характерно мужественное отношение к смерти и отсутствие ужаса перед ней. В своих трудах ученые описывали смерть как неотъемлемую часть мирового порядка и зеркальное отражение жизни.
Философы-стоики аргументировали это тем, что в смертельном исходе нет ничего страшного, поскольку:
- если человек умрет и перейдет в абсолютное небытие, то есть вообще перестанет существовать, то каких-либо чувств, а значит, и страдания, больше не будет;
- если смерть не конечна и влечет за собой переход в иное качество существования, то это – продолжение жизни, то есть сохранность чувств и новые впечатления.
Древнеримские философы рассматривали смерть как неизбежность и закономерный итог жизненного процесса в соответствии с законами природы. До своей аудитории они пытались донести: умирание длится так недолго, что просто не дает шанса его почувствовать и расстроиться по этому поводу.
Вряд ли такая формулировка смерти является для современного человека исчерпывающей. Но в прежние времена, когда ценность жизни обычных людей сводилась к нулю и они запросто могли погибнуть в сражениях или от неизлечимых заболеваний, они искали утешающие ответы на вопрос о быстротечности жизни и неизвестности после нее. И простое и понятное толкование смерти философов-стоиков их вполне устраивало.
Кстати, для жизнелюбивых греков такая точка зрения была неприемлема. Жизнь для них составляла наивысшую ценность, а смерть казалась противоестественным концом. Смерть для них была насилием над жизнью, равноценным убийству.
При зарождении христианской веры появилась еще одна точка зрения на то, что ждет человека после смерти, в том числе перспектива адских мучений. Безусловно, это самый безрадостный итог существования, обрекающий человека на еще больший страх перед смертью. Такая участь, подстерегающая людей, объяснялась греховностью их природы – наследством Адама и Евы.
Смерть в христианстве также расценивается как противоестественное явление: она не входила при сотворении мира в Божий замысел, и Бог создал все живое для вечной жизни. Человеческая гордыня сама отвергла этот Божий дар, прельстившись соблазнами падшего ангела, за что и вынуждена расплачиваться старостью, болезнями и смертью.
Человек может вновь приблизиться к Богу, если будет следовать заповедям Христа, Который, «смертию смерть поправ», доказал возможность возрождения и вечной жизни для всех праведников, вселив надежду, что можно побороть смерть, если только человек сам этого захочет.
Побороть смерть – значит отказаться от греха, «пожертвовать» грехом ради спасения своей души и принять крещение – отречение от Сатаны. Временное пребывание на земле – только экзамен перед пропуском в вечность.
Вечная жизнь открыта для каждого человека, если он сам этого захочет. Милосердие христианской точки зрения состоит в том, что Бог способен простить всех людей, если они искренне покаются, и впредь будут соблюдать Его заповеди. Пока человек жив, он может достойно подготовиться к предстоящей загробной жизни, совершая праведные поступки, избегая греха, проявляя милосердие к окружающим, то есть исполняя все то, что должен делать настоящий православный христианин.
Именно так он может преодолеть смерть и обрести потерянный рай.