Пасха – Светлое Христово воскресенье – самый важный и главный христианский праздник. В этот день все приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес! – Воистину воскрес!»
Каждый христианин знает и чтит этот праздник. У детей он ассоциируется с куличами и крашеными яйцами, старшее поколение осознает необходимость поста и усердных молитв. На Пасху все верующие устремляются на кладбище, помянуть усопших.
Эта традиция пришла к нам из глубины веков. В Российской империи основную часть населения составляли крестьяне. Они, как известно, были людьми малограмотными, книжек не читали, но свято верили в Бога, церковь посещали регулярно и к религиозным праздникам относились с почтением.
В каждом селе стоял храм. Конечно, это были не такие красивые постройки, как сегодня в городах; чаще – маленькие деревянные церквушки со своим приходом. О том, что представляют собой села, говорить не приходится. В наше время это поселения с плохими дорогами, отсутствием освещения и подчас ужасными условиями жизни.
А в дореволюционной России дела обстояли еще хуже. Во время похорон приходилось на телеге, по размытым в дождь и непогоду дорогам везти гроб в церковь для отпевания. По этой же непролазной грязи шествовала похоронная процессия. После отпевания, чтобы не везти на другой конец села, хоронили покойного вблизи храма.
Как бывает в жизни – где один, там и двое. Со временем вокруг вырастало кладбище. Для прихожан это было очень удобно: пришел в храм, отстоял службу, помолился об усопшем и, выйдя из храма, поклонился могиле.
К пасхальному богослужению относились с особым уважением. Пасха во все времена была и остается самым любимым праздником христиан. Готовились заранее: пекли куличи, красили яйца, шли в храм, чтобы их освятить.
Прихожанам надо было посетить службу в Великую субботу и на Пасху. Посещение предусматривало присутствие всех членов семьи, от мала до велика. Не всегда это было просто исполнить. Так многие пришли к решению посещать храм только на Пасху.
После пасхальной службы, которая заканчивалась ночью, отправляться в обратный путь было опасно и проблематично, особенно если погода не позволяла. Приходилось дожидаться рассвета; чтобы скоротать время, шли на могилки. Там поминали усопших, съедали освященную пищу, молились. Постепенно это стало традицией.
В Советском Союзе пропагандировался атеизм. Учение Церкви отвергалось, религиозность и набожность осуждались. Самое тяжелое время для православия в России наступило после революции 1917 года. Церкви закрывали, а порой и разрушали, священников преследовали и убивали, изымали церковные ценности, уничтожали мощи святых.
Но запретить людям посещать могилы умерших родных Советская власть не могла. Так и повелось: в Пасху все шли на кладбище. Здесь православные чувствовали единение с Богом и друг с другом. А позже власть стала более терпима к верующим.
Перед праздником каждый считает своим долгом навестить могилку и провести генеральную уборку. Как только пригреет солнце, люди спешат чистить, красить, сажать цветы. Кладбище сияет и светится.
Церковь не запрещает посещать кладбище в этот праздник. Однако если выбирать между кладбищем и храмом, то лучше в этот день посетить храм. Пасха – это праздник торжества жизни над смертью, и поминать в этот день усопших не следует.
После службы в храме можно отправиться на кладбище, чтобы поздравить усопших с праздником, но печалиться и плакать в этот день нельзя. Для поминовения есть специальный день – Радоница. В Великий пост отмечают три поминальные субботы, в эти дни и посещают кладбище.
Церковь категорически против поминок со спиртным, не следует оставлять алкогольные напитки на могилах, а тем более поливать ими землю.
Сегодня многие по привычке стремятся на кладбище именно в Пасху, и это трудно изменить. Некоторые приходят в изумление, стоит им только предложить посетить могилку не в Пасху, а в другой день, возмущаются и протестуют. Но при этом не помнят о том, что необходимо посетить храм.
Надо понимать, что поминки – это молитва, а Пасха – праздник, на котором нет места слезам печали.