Портрет на памятнике является центральным элементом надгробия. Это своего рода представление человека потомкам, а посему люди стараются сохранить облик усопшего с помощью фотографии, выбранной максимально корректно.
Существует ряд методик изготовления образов на гранитных изваяниях:
- гравировочный способ;
- художественное воспроизведение;
- фотокерамический прием;
- фотопечать на эмалированной поверхности.
Различные методики гравировки, их сходство и различия
Резка на памятниках существуют в трех вариациях:
- ручная;
- пескоструйная;
- компьютерная.
Ручное вырезание изображения на памятнике не гарантирует идеального сходства с оригиналом: могут быть упущены незначительные детали. Но квалифицированному специалисту по силам добиться максимальной схожести портрета с оригиналом. Работа гравера-художника сохранится на гранитном памятнике на протяжении веков. Все дело в более глубоком проникновении гравировального инструмента в текстуру камня.
Ручная гравировка сродни работе настоящего художника, она выполняется в несколько этапов: сканирование и распечатка фотографии, нанесение с помощью копировальной бумаги контуров изображения, обведение и проявление очертаний на плоскости надгробия, и, наконец, сам процесс гравировки с участием гравировальной машинки и инструмента с иглами. На заключительном этапе по согласованию с заказчиком прорабатываются детали, наносятся последние мазки, допустимо добавление каких-то новых элементов.
Пескоструйный способ нашел свое применение в нанесении надписей и несложных символов, но никак не в прорисовке портретов, так как изображению не достает объемности, оно получается плоским и невыразительным.
Компьютерное гравирование на сегодняшний день является наиболее популярным. Это аналог ручного способа гравировки и суть его заключается в том, что отредактированный снимок в компьютерной программе отправляется на копировальный станок, работающий по типу принтера. При этом способе достигается максимальная схожесть с оригиналом, но ограничены возможности для проявления свободы творчества художника.
Цветовая гамма портретов
В последнее время все больше набирают популярность полноцветные образы и эпитафии на надгробиях. При этой технике изготовления требуется высокое мастерство исполнителя: профессиональный живописец рисует на поверхности полноценную цветную копию человека по фотографии, используя краски, качественно сочетающиеся со свойствами гранита и адаптированные к внешним климатическим воздействиям.
Методики можно комбинировать: задний фон создать техникой гравирования, сам же портрет расцветить.
Образы на медальонах и керамике – бюджетный способ воспроизведения фотографии, но, увы, недолговечный: спустя определенный промежуток времени возникает необходимость обновления изображения из-за выцветания и смазывания контуров. Такое нередко используют на мраморе по причине его пористости.
Практикуют два способа проведения работы. По первой методике фотографию воспроизводят с помощью лазерной печати и с бумажного носителя переносят изображение на эмалевую или керамическую поверхность. Затем медальон подвергается высокотемпературному обжигу.
Второй метод аналогичен первому, с той лишь разницей, что здесь задействована модель матричного или другого принтера с последующим обжигом пластины в печи. Рекомендуется повторно произвести покрытие портрета эмалевым слоем и подвергнуть термообработке.
Существует способ переноса рисунка на стеклянную пластину прямоугольной формы в цветном или черно-белом виде. Несмотря на хрупкость, стекло является достаточно прочным материалом, не боящимся влаги и солнечных лучей.
Какой бы из представленных способов увековечивания облика родного человека ни был выбран, пусть самый скромный и непритязательный, главное – хранить память об усопшем и, отдавая дань уважения, бережно ухаживать за могилой.